Проверить
1

Обработка данных в электронных таблицах

Практический модуль
Продолжить просмотр

Как Вы считаете, на формирование каких компонентов функциональной грамотности в большей степени могут быть направлены задания по обработке данных в электронных таблицах? Выберите один ответ.

Продолжить просмотр видео

При подготовке учащихся к решению заданий ОГЭ, направленных на проверку сформированности умений работать с электронными таблицами, некоторые учителя знакомят детей с критериями оценивания таких заданий. Они уделяют особое внимание работе учеников с критериальной базой оценивания ответов на задания ОГЭ.
Является ли эффективным этот элемент подготовки школьников к выполнению заданий, связанных с электронными таблицами?

Продолжить просмотр видео

Таблица для дополнительного модуля

В настоящее время очень часто в качестве синонима электронных таблиц люди используют название табличного процессора фирмы Microsoft. Однако, наряду с электронным процессором Excel, существует довольно много программных продуктов для обработки числовой информации, представленной в виде таблиц. В том числе, электронные таблицы пакета Open Office или пакета Libre Office, они называются Calc.

Ситуация:

Ученик выполнил домашнее задание. Требовалось определить среднее значение периметра треугольников, которые заданы длинами своих сторон в строках электронной таблицы. Ответ на вопрос задачи надо было ввести в ячейку H2 (по образцу задач ОГЭ).

В решении ученик выполнил следующие действия:

  • выбрал все треугольники, используя функцию =Если() и функцию И() для проверки соответствия чисел неравенству треугольника. При этом верно использовал неполную условную инструкцию (не указал для функции =ЕСЛИ(), что должна вернуть функция, если условие не выполнено (Excel по умолчанию возвращает ЛОЖЬ);
  • нашёл сумму чисел в строке (для строк, в которых числа являются длинами сторон треугольников, это периметр);
  • нашёл среднее значение периметров, использовав функцию =ЕСЛИ().

Файл с ответом и решением ученик сдал учителю на проверку. По итогам проверки ученик видит у себя в журнале неудовлетворительную оценку, он обращается к учителю за разъяснениями.

Добавим уточнение: ученик не допустил в своём решении ошибок, учитель не проявил предвзятости, открыл файл с работой ученика, верно проверил решение на своем компьютере.

Рассмотрите рисунки и ответьте, почему верное решение ученика было оценено неверно:

Рисунок 1. Работа ученика выполнена в MS Office Excel.
Кликните на изображение для увеличения
Рисунок 2. Эксперт открыл работу ученика (см. рис 1.) в электронных таблицах Calc.
Кликните на изображение для увеличения
Рисунок 3. Результат вычислений по формуле, записанной в Excel, открытой в Calc, не соответствует эталонному из-за особенностей выполнения формулы =ЕСЛИ  в таблицах Calc. Верный ответ: 69,36.
Кликните на изображение для увеличения
Libre Office Calc. В случае неполной условной инструкции возвращает число 0 (зависит от версии ПО), поэтому нули были учтены при вычислении среднего значения, что привело к неверному оцениванию работы.