проверить
1


Подготовка характеристики (исторического портрета) известных деятелей отечественной истории XVIII в.

Практический модуль
Продолжить просмотр


Известно множество прижизненных портретов Петра Великого. Его писали как отечественные, так и зарубежные художники. Художниками-современниками царя и творцами последующего времени проиллюстрированы практически все ключевые события его жизни. Невозможно представить все изображения царя на уроке. Задача педагога - отобрать те из них, которые запечатлели наиболее реалистично внешний облик царя, создают гармоничный образ выдающейся личности в деятельности, в раздумьях, показывают его как монарха и как человека.
Какие образы царя вы отберете для использования в обучении? По каким принципам?
Подберите иллюстрации по принципу контраста, чтобы отразить различные периоды жизни и деятельности, а также перипетии жизни царя.

Принцип, по которому отобраны портреты Портреты
Молодой решительный царь, готовый начать преобразования в государстве, и пожилой человек с умным усталым лицом ,
С одной стороны, триумф полководца-победителя, с другой – трагедия отца и государя ,
Предполагаемый ответ
Продолжить просмотр видео

Предлагаем поработать с фрагментом из воспоминаний Е.Р. Дашковой. В приведенном отрывке Дашкова рассуждает о преобразованиях Петра I. Отрывок дает представление об отношении части образованного русского общества к Петру. Сама мемуаристка предстает как умная, широко мыслящая женщина, радеющая о благе Отечества.
И Петр I и Екатерина Романовна Дашкова - патриоты России, выдающиеся личности, хотя и далеко не равновеликие.

Дашкова комментирует и интерпретирует известные факты из российской истории.
Найдите в тексте реальные факты российской истории, их интерпретацию Е. Р.Дашковой, дайте ваши комментарии.


Из воспоминаний Е. Р. Дашковой



Подумайте, как бы Вы заполнили таблицу и нажмите на кнопку «Предполагаемый ответ» для сравнения ваших ответов с предложенными нами.

Факты, упоминаемые Е. Р. Дашковой Мнение Е. Р. Дашковой Ваши комментарии

1) Задолго до Петра Россия была могущественным государством.

2) Деспотический характер правления: проводил насильственно изменения, которые со временем возникли бы естественным путём.

3) И дворяне, и крестьяне в его правление не были свободны

4) Подрыв уважения к законодательству: отменил старые законы, насаждал новые, которые сам же потом и отменял.

5) Деспотические методы строительства Петербурга: гибель многих людей, невозможность строить корабли на Неве. Разорение дворян вследствие требования строить дорогие каменные дома

6) Преклонение перед иностранцами.

7) Отправка дворян на обучение за границу специальностям мастеровых.


1) Задолго до Петра Россия была могущественным государством.

2) Деспотический характер правления: проводил насильственно изменения, которые со временем возникли бы естественным путём.

3) И дворяне, и крестьяне в его правление не были свободны

4) Подрыв уважения к законодательству: отменил старые законы, насаждал новые, которые сам же потом и отменял.

5) Деспотические методы строительства Петербурга: гибель многих людей, невозможность строить корабли на Неве. Разорение дворян вследствие требования строить дорогие каменные дома

6) Преклонение перед иностранцами.

7) Отправка дворян на обучение за границу специальностям мастеровых.

8) Царь зря растрачивал свое время государя, забавляясь работой простолюдинов

Предполагаемый ответ
Продолжить просмотр видео

В методике обучения истории существуют различные варианты памяток для характеристики исторических деятелей.

Ознакомьтесь с двумя из них. Какие характеристики совпадают? Выделите цветом.

I. Памятка для характеристики и оценки исторических деятелей (Н.И. Запорожец. Формирование классового подхода к оценке исторических деятелей. 4 – 8 классы. М.: Просвещение, 1988. 21 – 22.)

1) Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книги для чтения), когда и в какой стране жил и действовал; к какому классу (общественной группе) принадлежал; какое воспитание получил; его цели, планы; какой класс был заинтересован в выполнении его планов; какими средствами он добивался цели.
2) Опишите его внешность и характер. Какие качества личности помогали идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, а что не одобряете ?
3) Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось претворить в жизнь).
4) Установите (по его делам, поступкам), в интересах каких классов он действовал.
5) Оцените его деятельность: кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс. Выскажите ваше отношение к нему: какие его поступки, дела вызывают восхищение или неодобрение, как вы относитесь к средствам, которыми он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?»

II. Памятка для характеристики исторических деятелей (Н.Н. Лазукова, Д. В. Кузин. Учимся приобретать и осмыслять знания. – СПб.,1999. С. 52)

1) Историческая обусловленность деятельности личности;
2) происхождение, воспитание;
3) черты характера, представления о морали;
4) общественно-политические (эстетические, научные) взгляды личности;
5) основные этапы деятельности (творчества);
6) значение деятельности личности, ее основные заслуги, роль в истории;
7) отношение ученика к личности.

Построение в ходе изложения сравнительно-синхронистической таблицы поможет школьникам наглядно сделать вывод о причинах победы греков над персами, как о победе греческой демократии над единоличной неограниченной властью восточного владыки (восточная деспотия).

В результате изучения темы школьники осваивают теоретический материал по политико-правовому устройству государств, что дает выход на предмет «Обществознание» в 6 классе. Учащиеся осознают, что политическое устройство Афин - демократия - легло в основу современных государств. Что касается сравнения Спарты и Афин, то гораздо важнее установить сходство государственного устройства, чем различия: и там и там высшим органом управления было Народное собрание. На итоговые занятия по теме «Древняя Греция» эффективнее вынести именно межпредметные понятия.

Главными признаками системы управления (пункт А) являются иерархия органов власти и должностные лица. Более сложный тип сравнения - по заданному признаку. Такое сравнение позволяет увидеть принцип действия системы управления в Афинах и Спарте, а также сравнивать группы населения полисов. В пункте Б) идет речь о понятиях, которым присущи общее существенное содержание предметов, явлений, процессов, и о совершенствовании понятийного мышления.

Учащиеся уже знакомы с темой о влиянии принятия христианства на развитие государств. Они могут назвать следующие факты: в области культуры: распространение славянской письменности, развитие системы образования, книжной культуры, строительство церквей, развитие сопутствующих ремесел и искусств; укрепление международного положения; укрепление центральной власти.

«Премьер-министр, князь Кауниц [государственный канцлер Австрии при Марии-Терезии], оставил у меня свою карточку … Я отдала ему визит, и он пригласил меня к себе обедать… За столом он все время говорил о России и, заговорив о Петре I, сказал, что русские ему всем обязаны, так как он создал Россию и русских. Я отрицала это и высказала мнение, что эту репутацию создали Петру I иностранные писатели, так как он вызвал некоторых из них в Россию, и они из тщеславия величали его создателем России, считая и себя его сотрудниками в деле возрождения России. Задолго до рождения Петра I русские покорили Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Самый воинственный народ, именующийся Золотой Ордой (вследствие того что у них было много золота, так что им было украшено даже их оружие), был побежден русскими, когда предки Петра I ещё не были призваны царствовать… — Великая империя, князь, имеющая столь неиссякаемые источники богатства и могущества, как Россия, не нуждается в сближении с кем бы то ни было. Столь грозная масса, как Россия, правильно управляемая, притягивает к себе кого хочет. Если Россия оставалась неизвестной до того времени, о котором вы говорите, ваша светлость, это доказывает — простите меня, князь, — только невежество или легкомыслие европейских стран, игнорировавших столь могущественное государство. В доказательство того, что у меня нет предубеждения против Петра I, я искренно выскажу вам своё мнение о нем. Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть; его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путём в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков. Если бы он не менял так часто законов, изданных даже им самим, он не ослабил бы власть и уважение к законам. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввёл военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами: тысячи рабочих погибли в этом болоте, и он разорил дворян, заставляя их поставлять крестьян на эти работы и строить себе каменные дома в Петербурге; это было ужасно тяжело. Он построил Адмиралтейство, хотя вода в Неве так мелка, что на этих верфях строят только корпуса судов, которые затем с величайшим трудом и расходами заключают в камели и перетаскивают в Кронштадт, — этого он мог и не делать, зная, что даже большие или сильно нагруженные суда не могут дойти до Петербурга… Я заметила, что мои слова произвели некоторое впечатление на Кауница. Ему, очевидно, хотелось заставить меня еще говорить, так как он заметил, что монарх, работающий самолично на верфи, представляет великолепное зрелище. — Я убеждена, что вы говорите это шутя, — возразила я, — так как сами знаете, что время монарха слишком драгоценно, чтобы тратить его на работы простого мастерового. Петр I мог привлечь к себе не только плотников и строителей, но и адмиралов. Он пренебрегал своими прямыми и важнейшими обязанностями, работая в Саардаме, чтобы стать плотником и испортить русский язык, примешивая к нему голландские окончания и термины, которыми переполнены его указы и все, относящееся до морского дела. Ему незачем было посылать дворян изучать ремесла садовника, кузнеца и т. п.; каждый дворянин с удовольствием уступил бы двух-трёх своих крепостных, чтобы научить их этому делу.»