Использование алгоритма и схем при изучении орфографии: тема «Правописание личных окончаний глагола»
Как определить написание безударной гласной в личном окончании глагола? Пройдите путь ученика, чтобы понять характер тех трудностей, которые могут возникнуть при выполнении этого задания.
I спр. | II спр. |
-ешь -ет -ем -ете -ут(-ют) |
-ишь -ит -им -ите -ат(-ят) |
I спр. |
-ешь -ет -ем -ете -ут(-ют) |
II спр. |
-ишь -ит -им -ите -ат(-ят) |
Чтобы школьники овладели умением определять написание безударного личного окончания глагола, важно предлагать им задания, которые имеют четкую целевую установку и акцентируют внимание на грамматических особенностях глагола, определяющих особенности орфографического оформления слов этой части речи. Давайте выявим неточности в формулировках заданий, препятствующие осмыслению закономерностей, на которые следует опираться при определении правильного написания. Представлены два варианта формулировки этого задания: в зависимости от целевой установки учителя.
Задание 1. Ученику было предложено выполнить упражнение. Определите, какая неточность была допущена в формулировке задания к этому упражнению. Устраните эту неточность.
Упражнение. По инфинитиву определите спряжение глаголов.
Свистишь, напеваешь, глядишь, кормишь, спишь.
Определите, какими сведениями не располагает школьник, указавший спряжение приведённых глаголов. Выберите правильные ответы.
Выглядеть (I спряжение), слушать (II спряжение, исключение), изгонять (I спряжение), подстелить (II спряжение), рассмотреть (II спряжение), спать (I спряжение), расстилать (I спряжение), вырасти (I спряжение).