Обучение речевому этикету в процессе диалога с первоклассниками на уроках русского языка

Практический модуль
Общие сведения
Продолжить просмотр

Интерактивные вопросы учителю:
1) Необходимо ли специально учить младших школьников ведению учебного диалога, если учесть тот факт, что большинство детей в классе – носители родного (русского) языка; к тому же имеют дошкольный опыт общения?
2) Помогает ли анализ реальных жизненных речевых ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения младшего школьника?
Продолжить просмотр

Вы познакомились с кейсом, оцените, были ли правильными ваши ответы?
1) Необходимо ли специально учить младших школьников ведению учебного диалога, если учесть тот факт, что большинство детей в классе – носители родного (русского) языка; к тому же имеют дошкольный опыт общения?
Ваш ответ
1) Необходимо ли специально учить младших школьников ведению учебного диалога, если учесть тот факт, что большинство детей в классе – носители родного (русского) языка; к тому же имеют дошкольный опыт общения?
Примерный ответ на вопрос, заданный в начале кейса:
Безусловно, несмотря на опыт общения детей в дошкольном детстве, нужно постепенно целенаправленно обучать первоклассников ведению учебного диалога. Сегодня уже большинство педагогов понимают, что этот процесс многолетний, состоит из ряда важнейших универсальных действий и более частных операций. В 1 классе формирование коммуникативных универсальных действий начинается на пропедевтическом уровне: развивается возможность ребенка воспринимать высказывание (уметь слушать) и делать попытки объяснять свою позицию. Все это относится и к процессу восприятия словесного высказывания или текста.
2) Помогает ли анализ реальных жизненных речевых ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения младшего школьника?
1) Необходимо ли специально учить младших школьников ведению учебного диалога, если учесть тот факт, что большинство детей в классе – носители родного (русского) языка; к тому же имеют дошкольный опыт общения?
Примерный ответ на вопрос, заданный в начале кейса:
Уровень развития речевой культуры (умения слушать и слышать; высказывать свою позицию; учиться выбирать адекватные речевые средства), по-нашему мнению, повышается, когда в учебный материал включаются задания, предполагающие анализ реальных жизненных речевых ситуаций. В таком случае у учащихся актуализируется их собственный речевой опыт; они начинают узнавать и учиться применять новые для них правила ведения учебного диалога.

Предполагаемый ответ
Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Переместите в таблицу соответствующие объекты, характеризующие действия учебного диалога

Анализ разных мнений
Предъявление собственной позиции
– определять различия в высказанных участниками диалога позициях;
– заявлять о наличии своей (другой) точки зрения;
– уточнять позицию собеседника с помощью вопроса;
– убедиться, что по одному и тому же вопросу высказаны разные точки зрения;
–относиться с уважением к чужой точке зрения: удерживать себя от перебивания и реплик.
-ориентироваться на позицию партнера при высказывании своей точки зрения;
- приводить убедительные доказательства своей позиции;
- оформлять собственное высказывание.
Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Закончите схему с формулировкой высказывания, используя тексты-характеристики на плашках.

Коммуникативная грамотность обеспечивает:
социальную компетентность
учет позиции собеседников
возможность контролировать свою деятельность
умение слушать и вступать в диалог
возможность участвовать в коллективном обсуждении проблемы
строить взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками
умение классифицировать объекты по существенному признаку