проверить
1


Афинская демократия

Практический модуль
Продолжить просмотр

Отметьте на «ленте времени» темы, при изучении которых наиболее целесообразно заполнить таблицу

Борьба знати и демоса в Афинском полисе – избрание архонтом Солона
Законы Солона
Перемены в управлении Афинским полисом
Преобразования Клисфена
Греко-персидские войны
Расцвет афинской демократии при Перикле
Продолжить просмотр видео

Работа с понятиями многопланова. Для достижения образовательных результатов и успешной проработки темы рекомендуется показывать учащимся различные основания по систематизации изучаемых понятий и терминов в зависимости от этапа урока и его задач. Ознакомьтесь с предлагаемой ниже группировкой понятий и терминов темы. На каких этапах изучения темы и для чего ее целесообразно использовать?

Познакомьтесь с предложенным ответом. Поразмышляйте: кажется ли Вам целесообразным такой подход.

Форма государства; кто управлял Полис Гражданин
Формы государственной власти, типы политической системы Демократия Тирания Олигархия (в Спарте)
Названия органов управления, должностных лиц Народное собрание Ареопаг Архонт Стратег
Принципы управления Реформа Остракизм
Группы населения Аристократия Демос
Места, где протекала общественная жизнь Агора Акрополь

А) Для сравнения политической системы Древних Афин и Спарты
Б) На итоговом уроке-обобщении по данной теме
В) На итоговых уроках по теме «Древняя Греция»

Продолжить просмотр видео

Сравнение государственного управления в Афинах и Спарте - представлено в Примерной рабочей программе по истории (5 – 9 классы) как основной вид деятельности. Для развития творческих способностей учащихся рекомендуется находить разнообразные основания для операции сравнения. Приведенные в качестве примера линии (принципы) сравнения можно использовать для индивидуальной или групповой работы.

1) Составление традиционной сравнительной таблицы по управлению в Спарте и Афинах с указанием органов власти и должностных лиц
2) Через состав групп населения Афинского и Спартанского полисов, их отношения к власти (кто управлял)
3) Через понятия и термины, характеризующие управление в Афинах и Спарте

Выполнению каких методических задач соответствует применение каждого из типов сравнений?
Соотнесите.
А) Формирование умения сравнения информации по любому заданному признаку, который не является основным для данного ряда фактов, явлений, процессов.
Б) Развитие умения сравнения на уровне общих, существенных свойств предметов, явлений, процессов.
В) Формирование умения сравнивать информацию по главным признакам и основаниям, характеризующим историческое явление.

1 -

2 -

3 -

Построение в ходе изложения сравнительно-синхронистической таблицы поможет школьникам наглядно сделать вывод о причинах победы греков над персами, как о победе греческой демократии над единоличной неограниченной властью восточного владыки (восточная деспотия).

В результате изучения темы школьники осваивают теоретический материал по политико-правовому устройству государств, что дает выход на предмет «Обществознание» в 6 классе. Учащиеся осознают, что политическое устройство Афин - демократия - легло в основу современных государств. Что касается сравнения Спарты и Афин, то гораздо важнее установить сходство государственного устройства, чем различия: и там и там высшим органом управления было Народное собрание. На итоговые занятия по теме «Древняя Греция» эффективнее вынести именно межпредметные понятия.

Главными признаками системы управления (пункт А) являются иерархия органов власти и должностные лица. Более сложный тип сравнения - по заданному признаку. Такое сравнение позволяет увидеть принцип действия системы управления в Афинах и Спарте, а также сравнивать группы населения полисов. В пункте Б) идет речь о понятиях, которым присущи общее существенное содержание предметов, явлений, процессов, и о совершенствовании понятийного мышления.