проверить
1


Образование государства Русь

Практический модуль
Продолжить просмотр


Каким образом целесообразно ввести новые понятия в тему? Выберите ответ и познакомьтесь с рекомендациями.




Центральная власть Князь
Аппарат подчинения, безопасность государства, управление государством Дружина
Экономическое обеспечение государства: налоги Полюдье, дань, уроки, погосты
Государственная религия Христианство / православие
Продолжить просмотр видео

Какой путь систематизации наиболее продуктивен для использования на обобщающем уроке по теме?

В теме формируется умение учащихся систематизировать информацию ( на примере деятельности первых русских князей). Систематизация – важный компонент мыслительной деятельности. Систематизируя, мы создаем группы явлений, предметов или процессов на основании общего для них признака. Одна из методических задач педагога правильно выбрать общий признак, способный стать основанием для группировки информации. Вопрос о деятельности первых русских князей находится в середине темы между проблемой образования государства Русь и темой принятия христианства.

В зависимости от задач урока пути систематизации материала могут быть различными. Основаниями для группировки и обобщения материала могут быть: 1) хронологический принцип, 2) тематический, 3) частично-тематический: выполнение важных государственных задач и др.

Продолжить просмотр видео

Завершающему вопросу темы «Принятие Русью христианства» рекомендуется уделить отдельный урок. Христианство в виде православия стало государственной религией России. Особое внимание обращается на причины и значение принятия христианства.

Как, с вашей точки зрения, методически эффективней изучить вопрос о значении принятия христианства?

Предложения:

Построение в ходе изложения сравнительно-синхронистической таблицы поможет школьникам наглядно сделать вывод о причинах победы греков над персами, как о победе греческой демократии над единоличной неограниченной властью восточного владыки (восточная деспотия).

В результате изучения темы школьники осваивают теоретический материал по политико-правовому устройству государств, что дает выход на предмет «Обществознание» в 6 классе. Учащиеся осознают, что политическое устройство Афин - демократия - легло в основу современных государств. Что касается сравнения Спарты и Афин, то гораздо важнее установить сходство государственного устройства, чем различия: и там и там высшим органом управления было Народное собрание. На итоговые занятия по теме «Древняя Греция» эффективнее вынести именно межпредметные понятия.

Главными признаками системы управления (пункт А) являются иерархия органов власти и должностные лица. Более сложный тип сравнения - по заданному признаку. Такое сравнение позволяет увидеть принцип действия системы управления в Афинах и Спарте, а также сравнивать группы населения полисов. В пункте Б) идет речь о понятиях, которым присущи общее существенное содержание предметов, явлений, процессов, и о совершенствовании понятийного мышления.

Учащиеся уже знакомы с темой о влиянии принятия христианства на развитие государств. Они могут назвать следующие факты: в области культуры: распространение славянской письменности, развитие системы образования, книжной культуры, строительство церквей, развитие сопутствующих ремесел и искусств; укрепление международного положения; укрепление центральной власти.

«Премьер-министр, князь Кауниц [государственный канцлер Австрии при Марии-Терезии], оставил у меня свою карточку … Я отдала ему визит, и он пригласил меня к себе обедать… За столом он все время говорил о России и, заговорив о Петре I, сказал, что русские ему всем обязаны, так как он создал Россию и русских. Я отрицала это и высказала мнение, что эту репутацию создали Петру I иностранные писатели, так как он вызвал некоторых из них в Россию, и они из тщеславия величали его создателем России, считая и себя его сотрудниками в деле возрождения России. Задолго до рождения Петра I русские покорили Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Самый воинственный народ, именующийся Золотой Ордой (вследствие того что у них было много золота, так что им было украшено даже их оружие), был побежден русскими, когда предки Петра I ещё не были призваны царствовать… — Великая империя, князь, имеющая столь неиссякаемые источники богатства и могущества, как Россия, не нуждается в сближении с кем бы то ни было. Столь грозная масса, как Россия, правильно управляемая, притягивает к себе кого хочет. Если Россия оставалась неизвестной до того времени, о котором вы говорите, ваша светлость, это доказывает — простите меня, князь, — только невежество или легкомыслие европейских стран, игнорировавших столь могущественное государство. В доказательство того, что у меня нет предубеждения против Петра I, я искренно выскажу вам своё мнение о нем. Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть; его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путём в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков. Если бы он не менял так часто законов, изданных даже им самим, он не ослабил бы власть и уважение к законам. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввёл военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами: тысячи рабочих погибли в этом болоте, и он разорил дворян, заставляя их поставлять крестьян на эти работы и строить себе каменные дома в Петербурге; это было ужасно тяжело. Он построил Адмиралтейство, хотя вода в Неве так мелка, что на этих верфях строят только корпуса судов, которые затем с величайшим трудом и расходами заключают в камели и перетаскивают в Кронштадт, — этого он мог и не делать, зная, что даже большие или сильно нагруженные суда не могут дойти до Петербурга… Я заметила, что мои слова произвели некоторое впечатление на Кауница. Ему, очевидно, хотелось заставить меня еще говорить, так как он заметил, что монарх, работающий самолично на верфи, представляет великолепное зрелище. — Я убеждена, что вы говорите это шутя, — возразила я, — так как сами знаете, что время монарха слишком драгоценно, чтобы тратить его на работы простого мастерового. Петр I мог привлечь к себе не только плотников и строителей, но и адмиралов. Он пренебрегал своими прямыми и важнейшими обязанностями, работая в Саардаме, чтобы стать плотником и испортить русский язык, примешивая к нему голландские окончания и термины, которыми переполнены его указы и все, относящееся до морского дела. Ему незачем было посылать дворян изучать ремесла садовника, кузнеца и т. п.; каждый дворянин с удовольствием уступил бы двух-трёх своих крепостных, чтобы научить их этому делу.»

На обобщающем уроке лучше использовать таблицу № 3, информация которой наглядно показывает деятельность первых князей в сопоставительном плане.