проверить
1


Обзорная тема «Произведения отечественных писателей XIX-XXI веков на тему детства»

Практический модуль
Продолжить просмотр

В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» в двух значениях:

1) для широкого рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение);

2) для характеристики уроков особой структуры.

Заполните таблицу, распределив содержание, виды и формы обзорных уроков.

Содержание Виды Форма
Перед изучением нового курса или раздела
Перед изучением творчества писателей определённого периода
При изучении произведений, объединённых одной темой
Обобщающий
сведения о развитии культуры
жизнь и творчество автора
краткий анализ худ. текста
критическая литература
урок-лекция
слайд-презентация
диалог/полилог
беседа
Продолжить просмотр видео

Обзор на уроке литературы в 5-ом классе соответствует далеко не всем требованиям, предъявляемым к структуре уроков этого типа в старшей школе. Что естественно, так как пятиклассники только начинают знакомиться с обзорным изложением литературной темы. Вместе с тем принципы организации обзорного изучения во многом совпадают.

Проверьте себя! Выберите оптимальные принципы организации обзорного изучения и поставьте их в логической последовательности.

конкретизация литературного материала основных положений обзора
организация предварительного чтения произведений, выразительного чтения текстов
оптимальное соотношение главных положений обзора и материала, используемого для аргументации и иллюстрации
обращение к разным видам искусства
использование нестандартных форм и методов
Продолжить просмотр видео

Давайте вспомним, как ведётся наррация (рассказывание) в известных произведениях русской литературы. Конечно, мы подобрали для Вас прозрачные случаи, хотя в отдельных литературных текстах всё не просто. Проверьте себя, расположив произведения в соответствующую ячейку таблицы.

От 1-го лица
От 3-го лица
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
«Записки охотника» И. С. Тургенев
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстой
«В дурном обществе» В. Г. Короленко
«О любви» А. П. Чехов
«Мёртвые души» Н. В. Гоголь
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
«Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин
«Тихий Дон» М. А. Шолохов