Формирование умений анализировать и объяснять исторические явления на примере темы «Верования древних римлян»

Практический модуль
Общие сведения
Продолжить просмотр


Определите характерные черты каждого типа урока и педагогическую целесообразность их использования при изучении темы «Верования древних римлян. Боги. Жрецы».

Установите правильные соответствия.

Особенности урока:

1. Данный тип урока реализуется при прохождении учебных тем или проблем, определяемых педагогом как «ключевые», «значимые». Применение этого типа урока обуславливается необходимостью выработки устойчивых знаний и умений в синтезе с диагностикой, проверкой и оценкой знаний учащихся.
2.В структуре этого типа урока присутствуют все элементы обучения, за короткий отрезок времени может быть осуществлен завершенный цикл педагогической деятельности и усвоения школьниками учебного материала. Деятельность учителя на уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности Структура урока — гибкая и подвижная, меняется в зависимости от учебной ситуации, степени активности учеников, творческого подхода учителя.
3. Целесообразность использования данного типа урока обусловлена необходимостью изучения цельного, логически завершенного учебного материала или потребностью сделать обстоятельное вступление в новую тему. Акцент урока на сообщении информации, демонстрации новых явлений. Закрепление знаний используется по ходу изложения материала посредством контрольных вопросов. Диагностика может быть выстроена путем организации коллективной работы над типичной задачей, требующей применения только что приобретенных знаний и умений.
4.Данный тип урока нередко реализуется в синтезе с диагностикой, проверкой и оценкой знаний учащихся. Урок побуждает обучающихся к систематическому повторению крупных блоков материала, требует готовности к их воспроизведению.

Целесообразность использования данного типа урока:

1. Данный тип урока является наименее педагогически целесообразным для изучения темы «Верования древних римлян. Боги. Жрецы», т.к. не предполагает работу учащихся с большими блоками ранее пройденного материала.
2.Этот тип урока является педагогически целесообразным для объяснения темы «Верования древних римлян. Боги. Жрецы» и в принципе — может быть использован педагогом.
3. Этот урок-практикум (урок-лаборатория) является педагогически нецелесообразным для изучения темы «Верования древних римлян. Боги. Жрецы», т. к. предлагает учащимся участие в учебной деятельности по еще не пройденному материалу.
4.Этот тип урока является наиболее педагогически целесообразным для изучения темы «Верования древних римлян. Боги. Жрецы» и может быть использован педагогом, т.к. обеспечивает взаимосвязь пройденного и нового учебного материала.

Тип урока:

Комбинированный урок

Особенности урока

Целесообразность использования данного типа урока

Урок передачи-усвоения новых знаний и умений

Особенности урока

Целесообразность использования данного типа урока

Урок закрепления знаний и отработки умений и навыков

Особенности урока

Целесообразность использования данного типа урока

Урок обобщающего повторения пройденного материала

Особенности урока

Целесообразность использования данного типа урока

Продолжить просмотр


Определите структуру (алгоритм проведения) комбинированного урока, который рекомендуется использовать при изучении темы «Верования древних римлян. Боги. Жрецы»?

Выберите один из предлагаемых вариантов ответа.

Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Подумайте, какую информацию вы могли бы сообщить учащимся в ходе объяснения нового материала по теме «Верования древних римлян. Боги. Жрецы»?

Подберите текст к каждой проблеме, установив правильные соответствия.

Текст:

1. Римляне верили в подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все души умерших. Но существовала и вера в Элизиум — поля блаженных, куда попадают добродетельные души. <…> Римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. <…> В надписях нередки обращения к живым от имени умершего с просьбой вспомнить его добрым словом, совершить небольшое приношение и пр.
2. Римляне верили, что души или тени умерших — manes — являются покровителями семьи и рода. Очень обычным было выражение dii manes — «боги-маны». Сокращение этих слов — буквы «D.M» («dis manibus» — «богам-манам») — постоянно встречается на надгробных памятниках. <…> Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую <…>, а в последующем стали домашними духами-хранителями.
3. Изображений богов, статуй, идолов римляне первоначально не знали. Символами отдельных божеств служили предметы. Марс символизировался копьем, Юпитер — камнем. Символом Весты был священный неугасимый огонь. Делать статуи своих богов и храмы римляне начали уже позже, в подражание грекам. <…> Но в архитектуре их было одно характерное отличие от греческих храмов: передняя часть римского храма представляла собой обширный открытый портик, откуда наблюдали небо.
4. Крупную роль в римской религии и в общественно-политической жизни играла система гаданий (мантика) и предзнаменований. Перед каждым важным общественным делом — перед началом войны, походом, сражением, заключением мира, постройкой здания — римляне испрашивали указания со стороны богов. Самыми употребительными способами мантики были гадания по полету птиц (ауспиции) У этрусков римляне заимствовали систему гаданий по внутренностям жертвенного животного — гаруспиции. <…>
5. Культ сводился к выполнению в строго определенные моменты и в точно предписанных формах известных обрядов, жертвоприношений, к произнесению узаконенных формул. Не допускалось никакого отклонения ни в действиях, ни в словах обращений к богам от установленного шаблона. Сами молитвенные формулы представляли собой точное и мелочное перечисление того, что молящийся предлагает божеству, и тех благ, которые он за это от него ожидает.
6. Каждый шаг человека, начиная с его появления на свет, находился под покровительством божества, функция которого была очень ограничена. <…> Первый крик новорожденного был под покровительством бога Vaticanus; членораздельной речью его руководили боги Fabulinus, Farinus, Locutius. Есть и пить учили ребенка богини Educa и Potina. Когда дитя начинало ходить, богиня Аbеопа выводила его из дома, а Adeona приводила домой. <…> Каждый мужчина имел личного духа-покровителя — гения. У женщин были свои богини-покровительницы — юноны, которые благоприятствовали их брачной жизни, рождению детей. <…>

Проблемы:

Особенности погребального культа древних римлян

Особенности изображения и поклонения богам

Особенности римских обрядов

Особенности семейно-родового культа

Особенности древнеримской практики предсказания будущего

Особенности пантеона римских богов

Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Подумайте, какие изображения вы отобрали бы для иллюстрации информации по теме «Верования древних римлян. Боги. Жрецы», какие вопросы к ним подготовили бы.

Установите правильные соответствия, указав номер изображения.

Изображения:


1) № 1


2) № 2


3) № 3


4) № 4

Названия иллюстраций:

Обряд гадания (гаруспиция)

Обряд жертвоприношения

Обряд гадания (ауспиция)

Семейно-родовой культ