Составление характеристики исторического деятеля на примере темы «Гражданские войны в Риме»
Попробуйте опознать изображение Цезаря римских времен среди других изображений. Аналогичное задание можно предложить учащимся.
Наглядно представить грандиозный масштаб театра военных действий периода Галльской войны и осознать молниеносность боевых действий легионов под главенством Цезаря, что произвело колоссальное впечатление на современников, поможет современная карта Европы.
Задание: «Проверьте себя, изучите карту и выберите из списка современные страны, которые были ареной боевых столкновений римлян с галлами».
Прочитайте текст из монографии С.Л. Утченко и познакомьтесь с его точкой зрения на смысл употребления одного из наименований Цезаря.
«С нашей точки зрения, нет ни нужды, ни необходимости вкладывать какой-то новый, особый и явно монархический смысл в термин __________________ по сравнению с его прежним, т. е. “республиканским”, значением. Во всяком случае этого не следует делать применительно ко времени Цезаря…
Нам кажется, что в принципе внутреннее содержание его не изменилось. Термин _______________ по–прежнему означал высшего военного начальника, распоряжавшегося своими подчиненными, но поскольку он стал постоянным, то почетное звание “главнокомандующего” носитель данного титула сохранял теперь не только в военное, но и в мирное время.
Решающим в смысле подтверждения высказанного взгляда является тот факт, что Цезарь имел диктаторские полномочия, которых, как известно, Август не имел, и потому при Цезаре титул _______________вовсе и не должен был принимать то широкое, почти всеобъемлющее значение, которое он приобретает у позднейших принцепсов (начиная с того же Августа). Изложенная нами трактовка титула __________применительно к Цезарю и его времени не предполагает — во всяком случае в достаточно осознанной и подчеркнутой форме — стремления самого Цезаря к царской власти…»
Определите, о каком термине идет речь в данном случае.
Как показывает практика, составление характеристики исторической личности вызывает затруднения у учащихся, особенно работа с источниками, выявление фактов и мнений, оценок, а также самостоятельное оценивание результатов деятельности рассматриваемых персоналий. Поэтому методически целесообразно предложить определенный алгоритм формирования данного умения.
В качестве практического задания предлагаем распределить рекомендуемые предметные результаты формирования умения составления характеристики исторического деятеля по годам обучения в соответствии с возрастными и познавательными возможностями обучающихся.
Годы обучения:
1. 5–6 классы
2.7–8 классы
3. 9 класс
Годы обучения |
Предметные результаты формирования умения составления характеристики исторического деятеля |
– составлять под руководством педагога план рассказа о человеке, выделяя основные элементы характеристики (факты биографии, личностные качества, факты деятельности)
– самостоятельно подбирать источники для составления характеристики личности
– работать с разнообразными источниками, содержащими информацию для целостной развернутой характеристики персоналии
– выражать оценочное отношение к деятельности исторических личностей
– рассказывать об исторических личностях (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях)
– излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории, представленные в учебной и научно-популярной литературе
– раскрывать ценностные аспекты деятельности людей изучаемой эпохи
– учится различать в целях и мотивах деятельности людей ценностные аспекты, значимые для той эпохи
– высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого
– описывать внешность человека по визуальным и письменным источникам
– составлять по предложенному или самостоятельно составленному плану краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность)
– давать оценку историческим личностям изучаемого периода
– под руководством педагога находить и отбирать дополнительные источники информации
– работать с адаптированными отрывками из письменных источников, раскрывающих отношение современников к личности.
– составлять развернутую характеристику исторических личностей
– работать с различными источниками информации, дополняющими друг друга
– излагать оценки наиболее значительных личностей, приводимые в учебной и популярной литературе
Конечно, император (imperator). В данном случае титул, который получали полководцы-триумвиры, его заслужил и Цезарь.