Составление характеристики исторического деятеля на примере темы «Гражданские войны в Риме»

Практический модуль
Общие сведения
Продолжить просмотр


Попробуйте опознать изображение Цезаря римских времен среди других изображений. Аналогичное задание можно предложить учащимся.

Продолжить просмотр


Наглядно представить грандиозный масштаб театра военных действий периода Галльской войны и осознать молниеносность боевых действий легионов под главенством Цезаря, что произвело колоссальное впечатление на современников, поможет современная карта Европы.

Задание: «Проверьте себя, изучите карту и выберите из списка современные страны, которые были ареной боевых столкновений римлян с галлами».

Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Прочитайте текст из монографии С.Л. Утченко и познакомьтесь с его точкой зрения на смысл употребления одного из наименований Цезаря.
«С нашей точки зрения, нет ни нужды, ни необходимости вкладывать какой-то новый, особый и явно монархический смысл в термин __________________ по сравнению с его прежним, т. е. “республиканским”, значением. Во всяком случае этого не следует делать применительно ко времени Цезаря… Нам кажется, что в принципе внутреннее содержание его не изменилось. Термин _______________ по–прежнему означал высшего военного начальника, распоряжавшегося своими подчиненными, но поскольку он стал постоянным, то почетное звание “главнокомандующего” носитель данного титула сохранял теперь не только в военное, но и в мирное время. Решающим в смысле подтверждения высказанного взгляда является тот факт, что Цезарь имел диктаторские полномочия, которых, как известно, Август не имел, и потому при Цезаре титул _______________вовсе и не должен был принимать то широкое, почти всеобъемлющее значение, которое он приобретает у позднейших принцепсов (начиная с того же Августа). Изложенная нами трактовка титула __________применительно к Цезарю и его времени не предполагает — во всяком случае в достаточно осознанной и подчеркнутой форме — стремления самого Цезаря к царской власти…»

Определите, о каком термине идет речь в данном случае.

Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Как показывает практика, составление характеристики исторической личности вызывает затруднения у учащихся, особенно работа с источниками, выявление фактов и мнений, оценок, а также самостоятельное оценивание результатов деятельности рассматриваемых персоналий. Поэтому методически целесообразно предложить определенный алгоритм формирования данного умения.

В качестве практического задания предлагаем распределить рекомендуемые предметные результаты формирования умения составления характеристики исторического деятеля по годам обучения в соответствии с возрастными и познавательными возможностями обучающихся.

Годы обучения:

1. 5–6 классы
2.7–8 классы
3. 9 класс

Годы
обучения
Предметные результаты формирования умения составления характеристики исторического деятеля

– составлять под руководством педагога план рассказа о человеке, выделяя основные элементы характеристики (факты биографии, личностные качества, факты деятельности)

– самостоятельно подбирать источники для составления характеристики личности

– работать с разнообразными источниками, содержащими информацию для целостной развернутой характеристики персоналии

– выражать оценочное отношение к деятельности исторических личностей

– рассказывать об исторических личностях (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях)

– излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории, представленные в учебной и научно-популярной литературе

– раскрывать ценностные аспекты деятельности людей изучаемой эпохи

– учится различать в целях и мотивах деятельности людей ценностные аспекты, значимые для той эпохи

– высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого

– описывать внешность человека по визуальным и письменным источникам

– составлять по предложенному или самостоятельно составленному плану краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность)

– давать оценку историческим личностям изучаемого периода

– под руководством педагога находить и отбирать дополнительные источники информации

– работать с адаптированными отрывками из письменных источников, раскрывающих отношение современников к личности.

– составлять развернутую характеристику исторических личностей

– работать с различными источниками информации, дополняющими друг друга

– излагать оценки наиболее значительных личностей, приводимые в учебной и популярной литературе

Конечно, император (imperator). В данном случае титул, который получали полководцы-триумвиры, его заслужил и Цезарь.