Особенности изучения зарубежной литературы в 5 классе (на примере сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева»)

Практический модуль
Общие сведения
Продолжить просмотр


Выберите позицию

Продолжить просмотр


Попробуйте выполнить задание: «растащите» цитаты и определения по соответствующим столбикам таблицы, чтобы составить характеристику героиням «Снежной королевы».

ГЕРДА
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
«тончайший белый тюль»
«снежные звездочки»
она «прелестна»
«нежна»
«ослепительно-белый лед»
«глаза ее сверкали, как звезды»
«миленькое»
«свеженькое, круглое, словно роза, личико»
упорная
имеющая силу духа
красивая
терпеливая
холодная
добрая
ледяная
смелая
белоснежная
сверкающая
равнодушная
милая
верящая
безжалостная
сильная
любящая людей и животных
Продолжить просмотр видео
Общие сведения

На изучение зарубежной литературы в Примерной рабочей программе выделяется 8 учебных часов.

Составьте собственную расчасовку изучения зарубежной литературы в 5 классе, в зависимости от того, какое произведение выберете для изучения. Во второй части таблицы укажите количество учебных часов на изучение конкретной темы. Нельзя пропустить ни один тематический раздел. Помните, что общее количество часов должно быть 8!

Зарубежная литература - 8 часов Вар.1 Вар.2 Вар.3 Вар.4
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Обратите внимание, что часто, выполняя задания, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов, школьники одновременно учатся анализировать произведения, давать собственную оценку событиям и поступкам героев, что можно отнести к предметным результатам. Очень важно, чтобы школьники учились коллективно обсуждать темы, характеризовать литературных героев, уметь формулировать и аргументировать свое мнение, давать собственную оценку прочитанному. Эти умения — вести диалог, давать характеристики, формировать и высказывать свое мнение, обобщать, делать выводы и другие— относятся к метапредметным. Характеризуя описанную в произведении ситуацию или размышляя над поставленной автором проблемой, или оценивая поступки героя и аргументируя свое мнение, школьники работают над достижением не только предметных результатов, но и личностных. Речь идет о комбинированных заданиях, с которыми вы уже знакомы.

Распределите задания к «Снежной королеве» по цветам, указав номер цвета:

1) личностные - желтые
2) метапредметные - зеленые
3) предметные - голубые
4) комбинированные - сиреневые
Каких вопросов оказалось больше?
Подумайте: какие вопросы и задания вы бы добавили, изучая сказку со своим классом?

Вопросы- Задания Задания - Цвета
Какие чувства вы испытали, читая сказку? Какие моменты истории Герды произвели на вас наибольшее впечатление?
Как вы думаете, о чем эта сказка, какова ее идея?
Какие герои вам понравились, а какие – нет? Поясните свой ответ.
Выберите один из рассказов, который больше всего заинтересовал вас. Подготовьте его пересказ, постарайтесь сохранить авторский стиль сказки.
Как первый рассказ связан с последующими событиями, ведь тролль и его ученики не участвовали в дальнейшей истории.
Расскажите, как жили Герда и Кай, какие у них были отношения.
Можно ли назвать злой ведьмой старушку, которая оставила Герду у себя? Обоснуйте свой ответ, подтвердите его цитатами из текста.
Как автор показывает нам радость Герды, когда она думала, что нашла Кая? Подумайте, Кай уже был женат на принцессе, а Герда все равно была рада встрече с ним. О каком качестве героини это говорит?
Расскажите, как Герда попала к разбойникам, кто такая маленькая разбойница? Почему она отпустила Герду? Можно ли разбойницу считать помощницей главной героини?
Поразмышляйте: Маленькая разбойница - это злая, жестокая девочка или несчастная девочка, добрая в глубине души? Свой ответ аргументируйте.
Кто и как помогал Герде? Подумайте и обобщите, без каких героев-помощников Герда могла бы обойтись? С каким помощником вы хотели бы подружиться, аргументируйте свой ответ.
Какое событие изменило жизнь мальчика и девочки?
Подумайте, почему финка считала Герду сильнее всех? В чем была ее сила?
«Как добры все люди и животные!» - так считала Герда. Подтвердите ее слова примерами. Кто и как помогал ей?
Найдите описание Снежной королевы и определите, какие изобразительно-выразительные средства помогают ее представить.
Вспомните момент, когда Герда идет в чертоги Снежной королевы. Почему ей было очень трудно? Что противостояло ей, а что помогло выстоять?
Прочитайте описание чертогов Снежной королевы. Какие чувства вы испытали? Подготовьте пересказ эпизода. Постарайтесь передать холод и пустоту жилища Снежной королевы.
Чем занимался Кай в чертогах Снежной королевы?
Перескажите описания чертогов Снежной королевы. Важно, чтобы прозвучали цитаты, помогающие представить картину. Если первый пересказ будет неудачным, то следует обратиться к тексту, выделить опорные слова, пояснить их значимость. Следующие ученики должны использовать их в своем пересказе.
Расскажите, что вы знаете о Снежной королеве: какой она была, как выглядела, где и как жила, чем занималась? Подумайте, могла ли она быть другой? Как изменение характера Снежной королевы отразилось бы на сюжете сказки?
Почему маленькой девочке удалось победить Снежную королеву? Какие качества характера ей помогли? Назовите черты характера Герды, которые вы хотели бы воспитать в себе?
Докажите, что «Снежная королева» - это сказка. Главные герои в ней – обычные девочка и мальчик. Вспомните особенности жанра сказки.
Составьте характеристику Герды. Вспомните, какой она была дома и какой вернулась с Каем. Как вы думаете, она изменилась? Назовите качества характера героини, которыми она обладала изначально и которые проявила во время опасного путешествия. Вы бы хотели дружить с такой девочкой? Поясните свой ответ. Можете рассказать об этом устно, а можете написать Герде письмо.
Нарисуйте одну из героинь – Герду или Снежную королеву. Какие краски вы подберете, чтобы передать горячее сердце одной и холодность другой? А может быть, вы захотите самостоятельно проиллюстрировать всю сказку или отдельные рассказы? Тогда подумайте, какие моменты являются главными, как вы изобразите их в рисунках, как оформите обложку. Если вы умеете пользоваться Интернетом, посетите электронную библиотеку, найдите текст сказки, распечатайте ее (или отксерокопируйте с бумажного носителя), вложите свои иллюстрации и, расставьте номера страниц, скрепите листы – теперь у вас будет сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» с вашими иллюстрациями.
Как Герде удалось помочь Каю избавиться от осколков зеркала?
Подумайте, почему сказка называется «Снежная королева», ведь главной героиней является Герда. В чем смысл сказки? Поразмышляйте об этом письменно.
Прочитайте сказку Е. Шварца «Снежная королева». Сравните одноименные сказки: что в них общего, чем различаются, обратите внимание на героев. Выскажите свои впечатления в отзыве на сказку Шварца.