Анализ прозаического произведения на уроках литературы (на примере рассказа И. С. Тургенева «Муму»)

Практический модуль
Общие сведения
Продолжить просмотр


Поставьте основные стадии изучения произведения в логической последовательности

учет
ориентировочная беседа
чтение
анализ литературного текста
изучение дополнительного материала: критические статьи и т. п.
вступительное занятие
подведение итогов
Продолжить просмотр


Следуя логике В.В. Голубкова, поставьте элементы анализа в соответствии c логической последовательностью

Элементы анализа:

Язык произведения
Характеры героев
Сюжет
Система образов
Портрет героя, обстановка, пейзаж, художественные детали
Общий смысл произведения, его идейная направленность
Композиция
Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Текст рассказа в учебнике обычно делится на логически завершенные части, после каждой из которых предлагаются вопросы, нацеленные на понимание учащимися содержания произведения. Подобное деление художественного текста поможет учащимся лучше усвоить сюжет, а учителю плодотворно провести работу по тексту.

В качестве обобщения работы по содержанию рассказа «Муму» можно предложить пятиклассникам восстановить последовательность эпизодов.

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму.

Барыня требует уничтожить собаку
Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне
Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню
Любовь Герасима к Татьяне
Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку
Расставание с Татьяной
Герасим находит щенка
Жизнь Герасима в доме барыни
Встреча Муму и барыни
Продолжить просмотр видео
Общие сведения

Главные и второстепенные герои в рассказе Тургенева станут школьникам ближе и понятнее, если предложить выписать из текста характеристики обитателей дома. Можно предложить заполнить таблицу, где имя героя необходимо совместить с его описанием.

В таблице совместите имя героя с его описанием

Герой Описание
«усердно исполнял свою обязанность»
«первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива»
«причудливая старуха»
«прибежал в страшных попыхах, приказал всем оставаться тут до утра»
«работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала»
«почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству»
«дюжий парень»
«носил сапоги с мягкими подошвами, … «спал четырнадцать часов в сутки»
Герасим
Барыня
Татьяна
Степан
Муму
Гаврила
Капитон Климов
Лекарь Харитон