«Структура современного урока «Окружающий мир» в первом классе на примере темы «Здоровый образ жизни»
Оцените структуру урока по теме «Здоровый образ жизни (здоровая пища)», которую предложила ваша коллега.
Критерии оценки:
– учет психологических особенностей и возможностей первоклассников;
– поддержание интереса обучающихся к теме;
– актуальность предлагаемых заданий и видов деятельностей;
– общий вывод о целесообразности данной структуры урока.
Структура урока:
1) Организационный момент. Проверка порядка на парте каждого обучающегося.
2) Проверка домашнего задания (индивидуально у доски).
3) Чтение и обсуждение текста учебника «Здоровая пища».
4) Самостоятельная работа: запись в тетрадь правил здорового питания (под диктовку учителя). Оценка классом индивидуальных работ учащихся.
5) Работа в парах: составьте меню ужина для первоклассника. Оценка классом индивидуальных работ учащихся.
6) Домашнее задание для учащихся.
Сравните свой ответ с правильным.
Цель организационного момента — собрать внимание детей и сосредоточить его на предлагаемой теме урока. Проверка порядка на парте не только займет много времени, но и отвлечет первоклассников. Целесообразно оставить на предыдущем уроке несколько последних минут для того, чтобы всем вместе навести порядок на парте и подготовить ее к следующему уроку. Это будут несколько минут прямого обучения, которые позволят постепенно ввести правила организации своей деятельности в прочный навык. Проверка домашнего задания индивидуально в первом классе не целесообразна. У первоклассников еще нет опыта учебного общения, и в этом случае учитель будет работать с одним обучающимся, а все остальные участвовать в этом процессе не будут. Правильно с точки зрения учета психологических особенностей детей 6–7 лет предложить коллективные задания. Например, задать однокласснику вопросы по домашнему заданию, вместе решить кроссворд на изучаемую тему, отобрать необходимые иллюстрации как ответ на вопрос и др. Следующие структурные элементы учитель определил грамотно с учетом того, что вид деятельности для детей этого возраста должен меняться каждые 12–15 минут. Вместе с тем такими заданиями, как чтение и письмо, не следует злоупотреблять в первом классе, так как это у многих обучающихся вызывает трудности (дети еще плохо читают и пишут). Поэтому лучше коллективно обсуждать (в данном случае) правила здорового питания, а учитель будет их фиксировать на доске для общего обозрения. |
Предложите свою структуру урока для первоклассников по любой теме «Окружающего мира».
Обсудите ее с коллегами по образовательной организации с целью соотнесения предложенной структуры с психологическими возможностями первоклассников.
Сравните Вашу структуру на соответствие критериям оценки
Критерии оценки структуры урока 1) Какой вид деятельности преобладает на уроке? Сколько времени дети читают? Пишут? Обсуждают? 2) Используется ли на уроке игра? Художественная деятельность? Как эти деятельности связаны с темой урока? 3) Какой иллюстративный материал использует учитель? Соответствует ли он теме и доступен ли первоклассникам по характеру изображения? 4) Какие структурные элементы урока вызовут особый интерес первоклассников? |
Проанализируйте перечень задач, которые решаются в процессе изучения «Окружающего мира». Отметьте три приоритетные задачи
Все выделенные задачи очень важны для всестороннего развития личности младшего школьника, его интеллектуального, нравственно-этического, трудового и эстетического образования. Вместе с тем в методике обучения предмету «Окружающий мир» приоритетными образовательными задачами считаются 4, 5, 6.